Осетия - Владикавказ Северная Осетия Алания нарты и эпос
 
06.11.07 ||| Главные статьи ||| --- Осетинская демократия


Политический строй Осетии ХV-ХVI вв. был демократическим. Древнегреческое слово «демократия» переводится как «народоправство» или «власть народа». Власть в каждой гражданской общине и в целом обществе принадлежала коллективу граждан. Уаздан имел свою землю и вел самостоятельное хозяйство. Он ни от кого не зависел и активно участвовал в политической жизни. Его гражданские права соблюдало народное собрание и защищал суд.
Ныхас. Высшим органом управления в Осетии было народное собрание — Ныхас. Слово «ныхас» в переводе с осетинского языка и означает «народное собрание». К нему очень близки по смыслу старые русские названия «собор» и «вече». Другое значение слова «ныхас» — «разговор», а происходит оно от общего корня с глаголом «ныхасын» — «склеивать, соединять». Народное собрание объединяло людей и было символом единства народа.
Осетинский Ныхас — это многоступенчатая система выборных органов самоуправления. На фамильном и сельском ныхасе могли присутствовать все мужчины. Иногда приглашали женщин, известных мудростью и жизненным опытом. Преимущественное право голоса имели главы семей. Их возраст не играл решающей роли. И юноша мог представлять интересы своей семьи, если старшие отсутствовали или одряхлели. На фамильном ныхасе предварительно обсуждались вопросы, которые собирался решать общий сельский ныхас.
В народных собраниях более высокого уровня участвовали выборные представители. Сельские ныхасы выдвигали депутатов на общий ныхас своего колена. Три общеколенных собрания избирали депутатов в Ныхас гражданской общины. А оттуда посылали депутатскую группу в верховный Ныхас всего общества. Он назывался Стыр Ныхас — Великое народное собрание.
По договору между обществами мог собраться и Стыр Ныхас всей Осетии, но это происходило редко — в случаях серьезной военной опасности или проведения жизненно важных международных переговоров.
Далеко не каждому доверяли представлять интересы народа. От благородства и ответственности депутата зависела честь его семьи, фамилии, селения. Поэтому на высшие ступени народного собрания попадали самые достойные и мудрые люди. Ведь они многократно проходили через гласные демократические выборы.
Ныхас целого общества или отдельной гражданской общины рассматривал дела особой важности: вступление в союзы, объявление войны и заключение мира. Ныхас был законодательным органом, где утверждались единые нормы обычного права. На время войны избирали военачальников. В мирное время назначали ответственных лиц для исполнения решений Ныхаса.
Некоторые гражданские общины имели единоличных выборных руководителей. У дигорцев такой глава общины назывался «уоли». Обязанности, которые Ныхас налагал на гражданина, исполнялись добровольно и бесплатно. Военная и политическая власть передавалась избранным лицам на ограниченный срок. Ныхас строго следил за действиями своих уполномоченных, они отчитывались за каждый свой шаг. Если Ныхас нанимал на службу посторонних лиц, то им назначали плату.
Сельский ныхас занимался текущими делами соседской общины. Здесь определяли порядок пользования пастбищами и лесом, сроки полевых работ. Здесь же выбирали ответственных за проведение ежегодного праздника в общинном святилище, назначали руководителей для общественных работ (например, строительства моста или починки дороги). Сельский ныхас организовывал охрану села и земельных угодий, раскладывал по дворам все общие расходы, рассматривал просьбы чужаков-фарсагов о праве на жительство. За нарушение постановлений ныхаса провинившимся грозил бойкот или изгнание из общины.
Осетины называли ныхасом и само народное собрание, и постоянное место его проведения. Местность, где собирался верховный Ныхас алагирцев, и сегодня носит название «Ныхас». А колено Царазона проводило свой ныхас на

1 2 3
Изготовление сайтов - 15rus. Осетия Владикавказ Работает на ПО NextWeb, студия 15рус